Химия, материалы 2015-2018
ИРО ПК / Контент / Основное образование / Химия, материалы 2015-2018
ВАЖНО:
1. Материалы личной страницы научного сотрудника отдела СФГОС М.Н. Клиновой предыдущей версии сайта ИРО ПК (до 2015 г) доступны по ссылке Рабочая площадка (путь поиска: Наш институт → Отделы → Отдел сопровождения ФГОС → Сотрудники → Клинова М.Н. → Документы, ресурсы).
2. Материалы участников сетевой группы учителей химии, работающей под руководством М.Н. Клиновой по реализации направления повышения образовательных результатов школьников, доступны на сайте «Сетевое сообщество педагогов Пермского края» (вкладка «Образовательный лифт»).
Материалы, размещаемые с 2019 года, доступны на отдельной страничке сайта "Химия, материалы 2019-..."
26.11.2018. 23 ноября 2018 года в ИРО ПК для учителей химии состоялся семинар «Требования ФГОС к организации проектной и исследовательской деятельности: как не уйти в формализм». В начале мероприятия М.Н. Клинова представила некоторые аспекты учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников: сходства и различия, требования к организационным формам, этапам реализации, оформлению. Основная часть семинара была посвящена представлению реального опыта учителей по заявленной теме:
Файзулина В.Э., МАОУ «Усть-Качкинская СШ» Пермского района: «Особенности организации проектной деятельности школьников в Усть-Качкинской средней школе с точки зрения учителя биологии и химии».
Казанцев Юрий Николаевич, МАОУ «СОШ № 71» г. Перми: «Развитие УУД как основа подготовки учащегося к проектной деятельности».
Силина Ирина Михайловна, МАОУ «Добрянская СОШ № 5»: «Исследование и проект - мотивация к деятельности».
Суханова Наталья Леонидовна, МБОУ «Куединская СОШ №1 им. П.П. Балахнина»: «Лэпбуки как ученические проекты по химии и биологии».
Шилоносова Елена Леонидовна, МБОУ «СОШ № 7» ГО Лысьвы: «Организация исследовательской деятельности по химии через научное общество учащихся».
Фрунзе Ольга Николаевна, МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми: «Проектная работа в жизни учащихся Гимназии № 7».
Ситдикова Юлия Рустамовна, МБОУ «ООШ № 13» ГО Лысьвы: «Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся».
Давыдова Ирина Викторовна, Такмиева Яна Евгеньевна, МАОУ «СОШ № 1» г. Краснокамска: «Разработка и апробация метапредметных проектных задач с критериальным оцениванием».
Кокшарова Ирина Дмитриевна, МАОУ «СОШ № 136» г. Перми: «Формирование метапредметных результатов через проектную деятельность по химии».
Сибирцева Наиля Наилевна, МАОУ «Техно-Школа им. В.П. Савиных» г. Перми (п. Н. Ляды): «Исследовательская деятельность и подготовка школьников к участию в чемпионате JuniorSkills».
Материалы всех выступлений можно скачать здесь.
23.10.2018. 22 октября 2018 года ИРО ПК (представитель – н.с. отдела СФГОС М.Н. Клинова) и корпорация «Российский учебник» (представители – вед. методист по биологии и химии С.В. Гаврилова и д.п.н., к.х.н., профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет», автор методических пособий по химии М.А. Ахметов) на базе и при поддержке МАОУ «СОШ № 108» г. Перми провели семинар «Совершенствование форм и методов организации учебного процесса на уроках химии как условие повышения качества образования». На это интересное методическое мероприятие приехали более 70 учителей химии г. Перми и Пермского края. М.А. Ахметов провел на детях школы открытый контекстный урок по теме «Щелочные металлы» с последующим анализом и обсуждением. Также организаторами семинара были проведены мастер-классы, связанные с успешной подготовкой школьников к ГИА и с использованием в образовательной деятельности электронных форм учебников. Материалы семинара его очные участники получили через коды доступа на выданных сертификатах.
13.10.2018. Представляем для использования в работе анализ мониторингов качества химического образования в Пермском крае на основе результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР 2018 года, подготовленный М.Н. Клиновой. В презентации, использованной для проведения вебинара 11.10.18, рассмотрены статистические данные прошедших в 2018 году ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по химии; на основе анализа результатов выделены наиболее проблемные поля предметного содержания; рекомендованы некоторые информационные источники, которые могут быть использованы при подготовке к мониторингам качества химического образования. Скачать презентацию
23.09.2018. 21 сентября состоялся семинар «Электронные образовательные ресурсы и сетевые сервисы Веб 2.0 в помощь учителю химии», в рамках которого руководитель семинара М.Н. Клинова познакомила учителей с функциональными возможностями и направлениями использования в педагогической практике пакета приложений Google, проекта Приложения для обучения LearningApps. Педагоги получили предложение (по желанию) «попробовать свои силы» до 07 декабря в создании пакета интерактивных заданий (7-10 шт) в сервисах Веб 2.0, чтобы представить их на втором семинаре, запланированном на 14 декабря. Скачать презентацию. Также на семинаре был представлен практический опыт учителя химии МАОУ СОШ № 108 г. Перми А.В. Клинова по использованию в учебном процессе электронных рабочих тетрадей по химии для 8-9 классов.
30.08.2018. В рамках методических мероприятий августа в Институте развития образования ПК 27 августа 2018 года состоялся семинар для учителей химии г. Перми и Пермского края по теме "Педагогические технологии - мой секрет успеха при обучении химии" (Ход семинара представлен в презентации М.Н. Клиновой и материалах педагогов). Мероприятие посетили 64 человека. В начале семинара педагоги познакомились с презентационными материалами, посвященными 80-летнему юбилею Института развития образования, обсудили перспективное планирование мероприятий для учителей химии на сентябрь - декабрь, предлагаемое ИРО ПК, а также провели мозговой штурм в поисках ответа на вопрос "Зачем нам педагогические технологии, если мы владеем методикой обучения предмету?". Основная часть семинара была посвящена выступлениям педагогов, презентующих свой личный опыт использования педагогических технологий (как полным циклом, так и приемами-элементами) в обучении химии. Рефлексивное пространство мероприятия было выстроено с использованием приема технологии критического мышления «Шесть шляп».
Представляем материалы некоторых выступлений с семинара:
Презентация научного сотрудника отдела СФГОС М.Н. Клиновой
Об использовании художественных текстов и дидактических материалов «Лабиринт» на уроках химии. Нелюбина Е.М. (МБОУ «Лицей № 1», г. Лысьва)
Применение в преподавании химии по адаптированным ООП технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Станкина Л.Ю. (МАОУ «СОШ № 9», г. Соликамск), Сыромолотова М.Г. (МАОУ «ООШ № 4», г. Соликамск)
Ситуационные задания как составляющая часть кейс-технологий. Татьянникова Л.И. (МАОУ «СОШ № 14», г. Пермь)
Конкретизация и формирование метапредметного результата «Смысловое чтение» на уроках химии посредством заданий ВПР.Файзулина В.Э. (МАОУ «Усть-Качкинская СШ», Пермский район)
22.05.2018. 17-18 мая 2018 года на базе Пермского государственного национального исследовательского университета состоялся Третий съезд учителей химии Прикамья «Химия в школе: проблемы, опыт, инновации» (далее Съезд), проводимый в рамках Пермского естественнонаучного форума «Наука и глобальные вызовы XXI века».
В работе съезда приняли участие кандидат педагогических наук, член редколлегии журнала «Химия в школе», автор пособий по химии для общеобразовательной школы Дерябина Н.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин Московского городского педагогического университета, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по химии Добротин Д. Ю., кандидат химических наук, заместитель декана химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор по развитию дистанционных курсов подготовки абитуриентов при химическом факультете Миняйлов В.В., члены экспертных комиссий ЕГЭ по химии, зарубежные ученые из Великобритании, Германии, учителя химии Пермского края и другие специалисты химического образования.
Представляем некоторые материалы (статьи, презентации, видеофрагменты, дидактические материалы) секции «Инновационные практики достижения предметных и метапредметных результатов при обучении химии» (модератор секции – научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС Института развития образования Пермского края М.Н. Клинова).
Давыдова Ирина Леонидовна, учитель химии МАОУ «Юго-Камская средняя школа», «Образовательные WEB-квесты как способ формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности».
Захарова Людмила Юрьевна, учитель химии ГБОУ ПК «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», «Роль предмета химии в будущей жизни ученика».
Казанцев Юрий Николаевич, учитель химии МАОУ «СОШ №71» г. Перми, «Конструктор текущего контроля по химии».
Клинова Мария Николаевна, научный сотрудник отдела СФГОС ГАУ ДПО ИРО ПК, «Использование уровневого подхода в учебных заданиях – одно из средств дифференциации и индивидуализации при обучении химии».
Перевалова Светлана Викторовна, учитель химии и биологии МАОУ «СОШ № 124» г. Перми, «Школьный практикум с использованием предметного квеста как деятельностной формы организации процесса обучения».
Рутина Ольга Петровна, учитель химии и биологии МАОУ «Родниковская средняя общеобразовательная школа» Соликамского района, «Исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС».
Туманова Виктория Леонидовна, учитель химии МБОУ "Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского", «Внеурочная деятельность по химии как средство формирования личностных результатов в условиях введения ФГОС ООО».
Ярославцева Франгиз Мирбашировна, учитель химии МАОУ «СОШ № 3» г. Горнозаводска, «Методическая копилка: реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности по химии (химический кружок «Атомные люди»)».
07.02.2018. 05 февраля в Институте развития образования состоялась дискуссионная площадка для учителей химии «Проблемы эффективной подготовки обучающихся к Всероссийским проверочным работам по химии в 11 классе». В рамках работы дискуссионной площадки был проведен анализ результатов ВПР по химии в Пермском крае в 2017 году, рассмотрены спецификация и демонстрационная версия работы 2018 года, представлен практический опыт педагогов края по подготовке к выполнению заданий проверочной работы, организована коллективная дискуссия по проблемным содержательным, методическим вопросам данного вида мониторинга качества общеобразовательной химической подготовки школьников. Педагоги, обобщившие свой опыт в рамках мероприятия (подготовившие публичные выступления), получили сертификаты краевого уровня. В марте запланировано второе мероприятие - семинар-тренинг по оцениванию реальных проверочных работ обучающихся 10-11 классов (17,18 варианты ВПР 2017 года).
Некоторые материалы дискуссионной площадки 5 февраля:
Презентация выступления научного сотрудника отдела СФГОС ИРО ПК Клиновой М.Н. по анализу результатов ВПР 2017 года, особенностям проверочной работы 2018 года.
Материалы Н.А. Поповой, Соликамская СОШ № 17 (знакомство учеников с ВПР, задачи с производственным содержанием, из разных сфер жизни, подборки задач 14, 15 и др.).
Материалы А.К. Петровой, Лицей № 1 г. Кунгура (интересные задания на развитие логического мышления - продуктивные предметные задания).
Материалы М.Г. Сыромолотовой, Соликамская ООШ № 4 (подготовка к выполнению задания 1 ВПР).
Материалы Т.В. Паршаковой, СОШ № 115 г. Перми (замечательная работа с планированием подготовки к ВПР и подборками к каждому из 15 заданий работы).
Презентация В.Л. Тумановой, Кишертская СОШ (опыт организации творческой работы обучающихся по созданию заданий-аналогов ВПР по химии).
Презентация Л.Ю. Станкиной, Соликамская СОШ № 9 (посвящена подготовке к заданиям ВПР по неорганической химии с использованием сборников Н.Е. Дерябиной).
25.09.2017. 22 сентября в г. Перми химический факультет ПГНИУ (отв. - Зубарев М.П., Лисовенко Н.Ю.) и ИРО ПК (отв. - Клинова М.Н.) провели второй съезд учителей химии Прикамья «Химия в школе: проблемы, опыт, инновации», на котором участники имели возможность познакомиться с мнением коллег, обменяться опытом педагогической деятельности, исследованиями и технологиями в преподавания химии. Программа мероприятия Скачать
По итогам работы съезда издан сборник материалов (тезисы и статьи, в т.ч. выступающих на съезде участников).
По приглашению Института развития образования ПК на пленарном заседании съезда с докладом «Современный урок химии» выступил Марат Анварович Ахметов, доктор педагогических наук, кандидат химических наук, член редколлегии журнала «Химия в школе», один из авторов учебно-методического комплекса «Химия» под ред. Кузнецовой Н.Е., а также методист по химии корпорации «Российский учебник» И.В. Аникеев с темой «Роль образовательных цифровых технологий в современной школе». Кроме того, М.А. Ахметов провел для учителей мастер-класс «Контекстный урок по химии». Скачать материалы к мастер-классу М.А. Ахметова: Часть 1 Часть 2 Часть 3
Материалы некоторых выступлений секции "Инновационные практики достижения предметных и метапредметных результатов при обучении химии":
- Активные методы обучения (А.К. Петрова, Лицей № 1, Кунгур) Скачать материалы
- Использование интеллектуальных игр при обучении химии (О.И. Ефремова, СОШ № 104, Пермь) Скачать материалы
- Использование приемов технологии проблемного диалога на уроках химии (М.Н. Клинова, ИРО ПК) Скачать материалы
11.09.2017. 8 сентября в г. Перми на базе ИРО ПК состоялся итоговый семинар членов краевой экспертной группы, на котором присутствовало 50 участников и были представлены результаты обсуждения в муниципалитетах проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Естественнонаучные предметы. Химия". Руководители экспертных групп по химии муниципальных районов представили самые острые, насущные вопросы, проблемы, замечания и предложения к проекту концепции, которые были высказаны учителями на прошедших в августе районных семинарах. Выбранные на семинаре "пресс-секретари" фиксировали мнения выступавших участников, чтобы по итогам мероприятия сформировать перечень предложений и рекомендаций от учителей химии Пермского края по улучшению содержания документа. После редакции текста М.Н. Клиновой созданная аналитическая справка будет направлена в Российскую Академию Образования.
29.08.2017. 28 августа в Губахе прошла встреча-семинар межмуниципальной сетевой группы учителей химии Александровского, Губахинского, Лысьвенского, Чусовского, Кизеловского районов, а также г. Перми. Встреча двадцати педагогов была очень насыщенной: в теоретической части, которая состоялась в СОШ № 14 (НОЦ) были рассмотрены результаты различных мониторингов по химии в 2017 году, изменения в КИМ ЕГЭ, характеристика УМК и ЦОР для ГИА (проводила н.с. отдела СФГОС М.Н. Клинова), а практической частью стала экскурсия на ПАО "Метафракс", организованная предприятием (при участии директора СОШ № 14 М.В. Желудковой). На предприятии учителя стали участниками обзорной экскурсии по территории, посетили операторные, химическую лабораторию, музей, а после обеда состоялась встреча в конференц-зале административного корпуса с заместителем генерального директора по персоналу и социальным вопросам, менеджерами компании по связям с образованием. Педагоги воочию смогли убедиться, какое серьезное значение придает "Метафракс" поддержке школьного образования и насколько предприятие открыто для общения с образовательными организациями.
26.08.2017. Традиционный семинар для учителей химии в рамках августовских мероприятий 2017 года состоялся 25 августа в ИРО ПК. Участниками мероприятия, посвященного вопросам анализа результатов и качественной подготовки к различным видам срезов химической грамотности школьников (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), стали 53 педагога из разных уголков Пермского края.
Научный сотрудник отдела СФГОС М.Н. Клинова познакомила учителей с проблемными полями химического образования, выявленными в 2017 году при проведении Всероссийских проверочных работ, ГИА-9,11, а также с теми изменениями, которые были анонсированы в ГИА по химии на новый учебный год. Скачать презентацию
Учитель химии СОШ № 1 из г. Краснокамска И.В. Давыдова рассказала коллегам о теории поколений, согласно которой нынешние дети относятся к так называемому поколению Z и имеют отличительные особенности, знание которых можно и нужно использовать при обучении. Рекомендациями и примерами такого использования Ирина Викторовна поделилась с участниками семинара. Живой интерес у педагогов-участников вызвал короткий видеосюжет, самостоятельно снятый обучающимися для интегрированного урока химии и немецкого языка, где роль министров здравоохранения России и Германии исполняли ученикиСкачать презентацию Скачать видео
Педагог из СОШ № 14 (НОЦ) г. Губахи М.В. Желудкова представила опыт раннего мотивирования к изучению химии через создание Клуба научных развлечений, члены которого (ученики 8 классов) становятся руководителями одновременно занимательных и познавательных мастер-классов для учеников начальной школы: изготовление бомбочек для ванн, создание Вселенной в бутылке... Все присутствующие отметили увлеченность и энтузиазм Марины Васильевны, которая курирует сразу несколько важных направлений химического образования в Губахе Скачать презентацию Скачать информацию о клубе и мастер-класс Скачать технологию изготовления бомб для ванн
Презентацию ключевых составляющих и этапов стройной системы по подготовке учеников к ГИА по химии представила учитель химии и биологии СОШ № 5 г. Добрянки И.М. Силина, дважды побеждавшая в нацпроекте "Образование". Помимо представления систематизированного опыта, Ирина Михайловна щедро поделилась с педагогами 20-ю методическими и дидактическими материалами и разработками, вызвав восхищение и уважение коллег Скачать презентацию Скачать материалы (в архиве)
30.05.2017. Материалы для учителей химии в преддверии ГИА-9 по химии:
- Подготовленная Клиновой М.Н. классифицированная выборка заданий 21 ОГЭ по химии из открытого банка заданий ФИПИ(выборка содержит более 140 задач, сгруппированных по признаку использования/неиспользования газовых законов при решении задачи);
- выборка заданий № 17 ОГЭ по химии из открытого банка ФИПИ (все задания по органической химии), представленная учителем химии СОШ № 14 (НОЦ) Губахи М.В. Желудковой.
12.05.17. Всероссийские проверочные работы по химии в 11 классах прошли в апреле 2017 года в режиме апробации. В дальнейшем планируется повсеместный перевод ВПР в штатный режим. Предлагаем вниманию учителей химии для работы по подготовке к ВПР с обучающимися в следующем учебном году 18 рабочих вариантов ВПР-11 по химии и ключи для их проверки.
24.04.17. Методические пособия для учителя являются необходимой частью учебно-методических комплексов. Предлагаем учителям химии ознакомиться с методическими пособиями к УМК Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (формат ПДФ) к урокам химии в 8 и 9 классах. Скачать пособие 8 класс. Скачать пособие 9 класс.
23.03.17. 22 марта в ИРО ПК для учителей химии прошел семинар под руководством научного сотрудника отдела СФГОС М.Н. Клиновой с участием методиста издательской группы "Дрофа - Вентана-граф" С.В. Гавриловой. Семинар был посвящен особенностям подготовки к ГИА-2017, использованию методических новинок издательства в этом процессе и Всероссийским проверочным работам по химии.
Некоторые материалы семинара: Презентация С.В. Гавриловой, презентация М.Н. Клиновой о ВПР, тренировочный вариант проверочной работы с критериями оценивания, разработанный М.Н. Клиновой
30.01.17. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в начале 2017 года начала публиковать на своем Youtube-канале видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2017 года, в которой руководители федеральных комиссий по разработке КИМ ЕГЭ рассказывают об особенностях и содержании экзаменов по каждому из предметов, изменениях текущего года, дают рекомендации по подготовке к экзамену и отвечают на вопросы выпускников, находящихся в студии. Видеоконсультацию по химии, проведенную Добротиным Дмитрием Юрьевичем, можно скачать по ссылке.
13.12.16. Методическая разработка для учителей химии старшей школы - интегрированный урок химии и немецкого языка в 10 классе по теме "Применение карбоновых кислот", - разработана педагогами СОШ № 1 г. Краснокамска (учитель химии И.В. Давыдова, учитель немецкого языка В.В. Казакова). Скачать
12.12.16. В апреле 2017 года пройдет Всероссийская проверочная работа по химии в 11 классах, которая предназначена для итоговой оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников среденй школы, изучавших химию на базовом уровне. Каждый вариант ВПР будет содержать 15 заданий различных типов и уровней сложности. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут). При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов; непрограммируемый калькулятор.
Приводим пакет документов к ВПР-2017 по химии, который содержит: описание ВПР по химии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций (содержит сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий), образец ВПР-2017 по химии, к которому приведены ответы и критерии оценивания. Скачать пакет документов по ВПР (ХИМИЯ)
Пакет документов к ВПР-2017 по биологии Скачать
01.12.16. Дидактической разработкой интерактивного теста (в формате Power Point) для обучающихся 8 классов по теме "Генетическая связь неорганических соединений" делится учитель химии ГБОУ ПК "Школа-интернат для детей с нарушением зрения" Захарова Людмила Юрьевна. Скачать интерактивный тест
28.11.16. Материалы вебинара компании «АЗБУКА» (содержательная и структурная презентация и запись мероприятия) от 24 ноября 2016 года, посвященного электронным формам учебников. Компания «АЗБУКА» - федеральная система дистрибуции электронных форм учебников (ЭФУ), входящих в федеральный перечень. Вебинар проводила руководитель учебно-методического центра компании «Азбука», почетный работник общего образования РФ, эксперт образовательных инициатив Intel Кудимова Наталья. Учебно-методический центр компании «АЗБУКА» обладает серьезным опытом реализации проектов апробации ЭФУ в десятках регионов Российской Федерации, располагает обширной базой методических материалов и рекомендаций по вопросам эффективного использования ЭФУ в образовательном процессе, реализует проекты по сопровождению внедрения ЭФУ в информационно-образовательную среду школы.
Презентация «ЭФУ в школе: от замысла до реализации» Скачать
Запись вебинара Смотреть
21.10.16. С 10 по 15 октября в Ленинградском областном институте образования при участиии объединенной издательской группы "ДРОФА" - "ВЕНТАНА-ГРАФ" прошли Всероссийские курсы повышения квалификации "Современные тенденции обучения химии в условиях реализации ФГОС ОО". Участник данных курсов, научный сотрудник отдела СФГОС М.Н. Клинова, предлагает вниманию учителей химии некоторые материалы, представленные методистами издательской группы и авторами УМК:
Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования средствами УМК по химии О.С. Габриеляна (О.Г. Плечова, к.х.н., методист по химии объединенной издательской группы «ДРОФА»- «Вентана-граф»).
Возможности современного УМК в развитии познавательной активности учащихся (М.А. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», один из авторов УМК по химии).
Продолжение Альтернатива химическому образованию в старших классах при переходе на курс «Естествознание» (О.С. Габриелян, к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ).
Методические особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по химии (Л.И. Асанова, к.п.н., доцент ГБОУ ДПО "НИРО", соавтор УМК).
30.08.16. В ИРО ПК 29 августа в рамках традиционных августовских мероприятий прошел семинар учителей химии, на котором присутствовало 45 человек, представителей 10 муниципалитетов края. На семинаре в ходе аналитического обсуждения были рассмотрены актуальные вопросы внедрения профессионального стандарта педагога (презентация подготовлена н.с. отдела СФГОС М.Н. Клиновой), также педагоги познакомились с перспективной моделью ЕГЭ-2017 по химии (презентация М.Н. Клиновой, материалы демо-версии). Во второй части участникам семинара был презентован практический опыт и материалы трех учителей химии по следующим направлениям:
1. С.В. Перевалова, учитель химии и биологии СОШ № 124 г. Перми, рассказала о своих методических и дидактических находках в области конструирования и применения метапредметных проектных задач, задач на смысловое чтение. Скачать материалы
2. Л.П.Ошева, учитель химии Култаевской СОШ Пермского района, представила свое видение и опыт развития мотивации детей к изучению предмета. Скачать материалы
3. Е.В. Игошева рассказала о своем годичном опыте, проблемах и перспективах работы сетевым учителем в краевом проекте "Электронная школа".
Семинар был признан присутствующими педагогами плодотворным и методически насыщенным.
23.08.16. Статистические результаты и некоторые проблемные задания экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ по химии в Пермском крае за 2016 год оформлены в виде презентаций М.Н. Клиновой.
21.07.16. 19 июля 2016 года Российская академия образования провела Всероссийский съезд представителей ассоциаций учителей и преподавателей химии, в работе которого приняла участие научный сотрудник отдела СФГОС М.Н. Клинова. Съезд проходил в главном корпусе Московского педагогического государственного университета. Целью мероприятия было обсуждение актуальных проблем школьного химического образования и перспектив его развития в условиях перехода на ФГОС ООО и СООО, а также той роли, которую могут играть в решении этих вопросов такие общественно-профессиональные объединения как ассоциации учителей химии.
На открытии съезда заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ, руководитель партийного проекта «Модернизация образования», председатель организационного комитета съезда Ирина Викторовна Мануйлова отметила, что одним из важнейших вопросов нынешнего школьного образования является вопрос его содержания, неопределенность которого на правовом уровне создает риск утраты единого образовательного пространства на территории России. Перед профессиональным сообществом учителей и преподавателей химии стоит задача найти наиболее правильный алгоритм формирования базового содержания образования, обеспечив единый подход наполнения обязательной части образовательной программы, и одновременно, её разумную вариативность, которая позволила бы учесть интересы школьников и их родителей. По мнению Ирины Викторовны, съезд должен дать старт работе над концепцией химического образования в России.
Приветствие участникам съезда от президента Российской академии образования Людмилы Алексеевны Вербицкой зачитал заместитель президента Российской академии образования Виктор Стефанович Басюк. С приветственным словом к собравшимся также обратились ректор Московского педагогического государственного университета академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Геннадиевич Благинин.
В рамках работы съезда состоялась панельная дискуссия «Преподавание химии в школе: проблемы и перспективы», модератором которой выступила Людмила Семеновна Левина, канд. пед. наук, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе», а также прошли круглые столы «Региональное отделение Ассоциации учителей и преподавателей химии: дела, события, люди» (модератор - Александр Евгеньевич Соболев, председатель Тверского регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии, доцент Тверского государственного технического университета) и «Информационно-методическое обеспечение предметной области «Химия» в условиях современного образования» (модератор - Алексей Анатольевич Журин, д-р пед. наук, заместитель председателя Ассоциации учителей и преподавателей химии.).
После панельной дискуссии и круглых столов в ходе пленарного заседания были заслушаны доклады, касающиеся различных аспектов преподавания химии в школе. Вадим Владимирович Еремин, д-р физ.-мат.наук, профессор химического факультета Московского государственного университета им М.В. Ломоносова, говорил о качественном химическом образовании как о необходимом условии развития экономики России.
Об открытии новых химических элементов шла речь в выступлении Юрия Николаевича Медведева, канд. хим. наук, профессора Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета «Седьмой период завершён. Что дальше? О новых элементах в таблице Д.И. Менделеева».
О перспективных направлениях развития экзаменационной модели ЕГЭ по химии рассказала Аделаида Александровна Каверина, канд. пед. наук, старший научный сотрудник Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений. Скачать материал
Людмила Семеновна Левина, канд. пед. наук, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе» и Алексей Анатольевич Журин, д-р пед. наук, заместитель председателя Ассоциации учителей и преподавателей химии, рассмотрели возглавляемую ими общественно-профессиональную организацию как ресурс профессионального роста педагогов.
Опытом создания и некоторыми результатами работы регионального отделения ассоциации учителей и преподавателей химии поделился Александр Евгеньевич Соболев, канд. хим. наук, председатель Тверского регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии, доцент Тверского государственного технического университета.
Также прозвучали доклады о подготовке инженеров-химиков как о приоритетном направлении государственной образовательной политики, о запросах и требованиях, предъявляемых ВУЗами к абитуриентам.
По итогам заседания Съезда была принята резолюция. Резолюция
10.07.16. Дидактический материал к организации смыслового чтения на уроках химии по теме «Алкины. Ацетилен» (инструктивная карта для работы с текстом учебника) разработан и апробирован М.Н. Клиновой. Материал можно использовать при изучении органической химии на базовом уровне (в 10 или 11 классе) по любым допущенным УМК Скачать материал
30.05.16. Презентация, посвященная обзору Интернет-сервисов, оказывающих помощь при подготовке к ГИА-11 по химии как обучающимся, так и учителям, разработана научным сотрудником отдела СФГОС М.Н. Клиновой. Скачать презентацию
29.04.16. Презентация М.Н. Клиновой об основных особенностях структуры и содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ-2016 по химии предназначена для учителей, готовящих выпускников 9-х классов к ГИА. В материале также приведены реальные примеры выполнения заданий 2 части обучающимися и указаны особенности оценивания заданий со свободным ответом (высокого уровня сложности). Скачать презентацию
20.04.16. С внедрением в практику преподавания технических средств обучения, позволяющих обеспечить наглядность в цифровом формате, степень использования печатных таблиц по предметам сокращается. Однако цифровые копии таблиц можно использовать при создании предметных презентаций. Комплект цифровых копий таблиц "Вещества и их свойства" (О.С. Габриелян, А.В. Яшукова, В.Н. Лаврова) можно использовать при обучении школьному курсу химии по любым УМК. К таблицам выпущены методические рекомендации, в которых содержится краткое описание каждой таблицы, дидактическое назначение, приведены вопросы и задания для бесед по таблицам Скачать
10.03.16. В ряде школ занятия по химии ведутся по Примерным основным образовательным программам (ПООП), утвержденным в апреле 2015 года. ПООП для основного общего образования по предмету «Химия» содержит тему «Начальные сведения об органических веществах», которую ранее (на момент утверждения ФГОС ООО) предлагалось исключить из учебников 9 класса. В новые учебники О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» и В. В. Еремина «Химия. 9 класс», включенные в действующий Федеральный перечень, эти материалы не входят. Издательская группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» – «Астрель» предлагает для педагогов, использующих вышеназванные учебники, соответствующие дополнительные главы к ним по органической химии для бесплатного скачивания:
Дополнительная глава к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» |
|
Дополнительная глава к учебнику В. В. Еремина «Химия. 9 класс» |
Новые главы посвящены началам органической химии и содержат сведения об основных классах органических соединений (углеводородах, кислород- и азотсодержащих органических соединениях, карбоновых кислотах, жирах), отдельных их представителях (метане, этане, метиловом и этиловом спиртах, глицерине) и биологически важных веществах (глюкозе, белках). Учебник О. С. Габриеляна также дополнен параграфом «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия», в котором обсуждаются глобальные экологические проблемы.
Главы органично вписаны в контекст учебников, полностью соответствуют им по макетам и оформлению.
При следующей экспертизе в 2017 году они будут включены в учебники для 9 класса.
29.02.16. Дидактический материал к организации смыслового чтения на уроках химии (10 класс, базовый уровень) по теме «Нуклеиновые кислоты. БАВ» (инструктивная карта для работы с текстом учебника) разработан и апробирован М.Н. Клиновой.Скачать материал
05.02.16. Презентация "Общие подходы к решению задач на вывод формулы вещества (задание 40) в ЕГЭ по химии" (автор - М.Н. Клинова) Скачать презентацию
27.01.16. Презентация "Методическая система контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Изменения в КИМ-2016" разработана М.Н. Клиновой Скачать презентацию
16.11.15. Представляем методические пособия (формат PDF) к учебникам В.В. Еремина, Н.Е. Кузьменко и др. Химия. 10-11 классы (издательство "Дрофа"). Скачать пособие для базового уровня Скачать пособие для углубленного уровня
13.11.15. Неотъемлемой частью УМК являются методические пособия, которые позволяют учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность обучающихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебникам линии и Интернет-ресурсы. Методическое пособие к УМК по химии О.С. Габриеляна для 7 (пропедевтика химии) и 8-9 классов (издательство "Дрофа", формат PDF). Скачать пособие
03.11.15. 02 ноября в городе Лысьва прошла встреча М.Н. Клиновой с районными методическими объединениями учителей химии и биологии. Педагоги познакомились с проблемами и достижениями итоговой аттестации по химии и биологии в 9-х и 11-х классах за 2015 год, обсудили "подводные камни" и особенности выполнения отдельных заданий.
На МО учителей химии отдельно обсуждался вопрос организации информационной образовательной среды в школе, ее структура, назначение и роль отдельного педагога в ее создании. Скачать презентацию
Для МО учителей биологии актуальным оказался вопрос о новых формах проектирования урока с использованием технологических карт. Скачать презентацию
Результаты ОГЭ и ЕГЭ по химии за 2015 год (особенности проведения экзаменов, статистика, анализ выполнения отдельных заданий, некоторые рекомендации) приведены в презентации, разработанной н.с. отдела СФГОС М.Н. Клиновой. Скачать презентацию
20.10.15. 19 октября состоялась встреча с методическим объединением учителей химии Пермского района, на котором были рассмотрены некоторые актуальные в условиях введения ФГОС ООО аспекты организации учебной исследовательской деятельности школьников. Скачать презентацию Кроме того, педагоги получили возможность оценить результаты государственной аттестации по химии в 2015 году, а также познакомились с дидактическими материалами по химии, разработанными М.Н. Клиновой и используемыми для организации деятельностного обучения, направленными на развитие регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
15.10.15. 5 октября состоялся краткосрочный методический семинар в СОШ № 1 г. Кунгура, проведенный н.с. отдела СФГОС М.Н. Клиновой. Ключевым вопросом семинара стало использование продуктивной дидактики как одного из средств достижения метапредметных образовательных результатов. Скачать презентацию
08.10.15. Аналитическая справка по результатам проведения основного государственного экзамена по химии в 2015 году.Скачать
01.09.15. Методический семинар для учителей химии в рамках традиционных августовских мероприятий прошел 28 августа на базе МАОУ "СОШ № 108" г. Перми и был посвящен современным УМК, без которых невозможна реализация требований нового стандарта. Скачать краткий отчет по семинару
На семинаре педагоги познакомились с самой актуальной информацией по учебникам химии федерального перечня, смогли увидеть "в действии" демоверсии электронных форм учебников двух издательств. Учителем химии СОШ № 10 г. Березники Миндовской О.Ю. был представлен опыт официальной апробации УМК О.С. Габриеляна для базового уровня обучения химии в 10-11 классах. Ольга Юрьевна поделилась как методическими находками и удачами данных УМК, так и обозначила некоторые проблемы, требующие пристального внимания автора. Педагоги из Кунгура и Лысьвы - Петрова А.К. и Варламова Е.М. в своих выступлениях показали, как современные подходы и методические приемы помогают в полной мере использовать потенциал учебников на уроке, привлекая его для организации деятельности обучающихся. Особый интерес участников семинара вызвало выступление Елены Михайловны, которая поделилась своими разнообразными дидактическими наработками по химии, позволяющими вызвать положительную учебную мотивацию и работающими на развитие многих универсальных учебных действий, в т.ч. на такой метапредметный результат, как смысловое чтение. Некоторые примеры представленной дидактики
15.06.15. Материал, посвященный анализу учебно-методических комплектов по химии, подготовлен научным сотрудником отдела СФГОС М.Н. Клиновой. Приводится новая общая структура федерального перечня учебников, условия включения в него учебников, актуальная информация по учебникам химии, характеристика УМК со ссылками на открытое скачивание методических пособий, электронных приложений к некоторым учебникам (материалы представлены в формате Power Point).Скачать материал