17 декабря прошел круглый стол "Адаптация и социализация детей с миграционной историей в образовательных организациях Пермского края"
ИРО ПК / Контент / Этнокультурное образование / Новости ЭО / 17 декабря прошел круглый стол "Адаптация и социализация детей с миграционной историей в образовательных организациях Пермского края"
19-12-2024 | 22
17 декабря 2024 года в рамках XI Форума дружбы народов состоялся круглый стол по теме «Адаптация и социализация детей с миграционной историей в образовательных организациях Пермского края». Круглый стол собрал около 60 специалистов сферы образования.
Открыли круглый стол с приветственными словами Ирина Павловна Оборина, специалист департамента национальных и религиозных отношений Администрации губернатора Пермского края, и Элеонора Степановна Копысова, начальника отдела воспитания и социализации Института развития образования Пермского края, которые отметили актуальность проблемы для региона, ее сложность, постепенный приход педагогов к пониманию ответственности за образование детей с миграционной историей, а также успешный опыт в этом направлении.
На круглом столы были озвучены основные темы II Всероссийского совещания по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан (Е.В. Эйхгорн, директор МАОУ «Култаевская средняя школа»). Среди них: 1) взаимодействие разных ведомств по вопросам контроля передвижения, законного нахождения детей иностранных граждан, 2) профилактика правонарушений, 3) социализация детей, в том числе правовое образование школьников, 4) формирование системы диагностики на знание русского языка, 5) введение нового законопроекта о диагностике детей на знание русского языка.
А. Б. Вилкова рассказала о работе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи педагогам Пермского края, о размещении рекомендаций и другой полезной информации на информационных порталах. Центр также отвечает на запросы ОО и педагогов (см. Презентацию). Адрес информационной страницы: https://vk.com/cppmsp59
А.Г. Перетягина рассказала о расширении деятельности психолого-педагогических консилиумов при работе с детьми с миграционной историей, о фиксации этих изменений в локальных документах. (Смотрите их перечень в Презентации).
Е.А. Смердова познакомила с методикой формирующего оценивания, которую можно использовать в классах со смешанным (с языковой точки зрения) контингентом учащихся. Расшифровка понятия, основные приемы и ссылки на подробные источники см. в презентации.
Т.Г. Голева показала как формируется система сопровождения адаптации детей с миграционной историей в Пермском край, на каких сайтах можно найти полезные материалы. Рекомендовала апробировать русскоязычные мультфильмы по азбуке и русскому языку. См. Презентацию).
М.В. Верхоланцева представила опыт детского сада по работе с детьми-инофонами, начиная принятием локальных актов и заканчивая созданием дидактических материалов для детей, памяток для родителей и вспомогательных средств для педагогов. Ее выступление продолжила С.Ю. Шилкова, которая подделась карточками для педагогов, составленными на русском и таджикском языках. При работе с детьми и родителями воспитатели обращаются к ним, чтобы наладить общение и понять друг друга (см. Презентацию1, Презентацию2).
Н.Л. Ямалтдинова и Е.А. Зеленина поделились опытом работы по проекту «Страна Понимания», который был разработан на основе методики Р. Р. Калининой в форме психотренинга. Курс занятий нацелен на формирование успешной коммуникации между участниками образовательного процесса. Педагоги поиграли с участниками круглого стола в несколько игр и продемонстрировали возможности развития невербального общения (см. Презентацию о программе).
Е. Н. Вострикова рассказала о работе Ресурсного центра «Компас», о реализации проектов с родителями учащихся (семейный клуб, курсы для родителей и др.), отметила плюсы командной работы и вклад социальных партнеров, сочетание языковой адаптации и социокультурной социализации детей (см. подробнее в Презентации).
Л.С. Шеломенцева поделилась опытом работы с детьми-инофонами с помощью техник, которые снимают напряжение, обостряют внимательность детей, подготавливают к решению умственных задач. В своей практике педагог применяет их для работы с детьми с задержкой психического развития, но они подходят для использования в любом детском и взрослом коллективе (см. Презентацию).
Л.Ю. Сайкинова рассказала о том, какие приемы может использовать учитель-предметник, для улучшения образовательных результатов детей, слабо владеющих русским языком. Среди них – визуализация (рисунки, схемы, карты и т.п.), составление таблиц, облегченные задания, адаптированные, более простые образовательные тексты и др. (см. Презентацию).
Участники круглого стола отметили актуальность озвученных проблем, поблагодарили выступающих за представление их опыта и положительно оценили проведенное мероприятие.
Страница "Образование детей иностранных граждан" (перейти)
Группа "Вектор адаптации. Пермский край" (перейти)