Приказы Министерства образования и науки Пермского края
Приказ от 30.08.2022 г. № 26-01-06-824 "О внесении изменений в Комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 г."
Приказы ИРО ПК
Приказ ИРО ПК от 09.11.2022г. № 01.01-05/396 "Об утверждении Плана мероприятий ГАУ ДПО ИРО ПК по вопросам социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан".
Методические рекомендации
Организация работы по адаптации детей граждан иностранных государств и жителей национальных регионов РФ: методические рекомендации для общеобразовательных организаций Пермского края
Рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннослетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора / сост. Т.И. Сизова, М.Л. Солдатенкова, Т.В. Криворучко. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 36 c/(с Приложением примерной формы социального дневника и перечня диагностических материалов).
Методические рекомендации по организации работы общеобразовательных органиазций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан. М., 2022.
Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 221 с.
Учебные пособия
Мартынова О. Н. Русский язык как иностранный. Элементарный уровень: учебное пособие. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 76 с.
Полезная информация
Диагностические материалы для детей не владеющих и слабо владеющих русским языком // Единое содержание общего образования
Программа оценки особых образовательных потребностей детей — иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В.Ткаченко М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 238 с.
Развитие предметно-пространственной и информационной среды школы с целью адаптации детей-инофонов / сост. Т.Г. Голева. (материалы к вебинару).
Интернет ресурсы по изучению русского языка как иностранного (список)
Игры и упражнения на снятие напряжения и развитие коммуникации между детьми (для работы в общеобразовательных организациях с многонациональным составом обучающихся): методический дневник / Сост. Т.Г. Голева, Е.А. Смердова. Пермь: ГАУ ДПО ИРО ПК, 2024.
Публикации
Порошина Т.И. Актуальные проблемы взаимодействия образовательных организfций с семьями обучающихся, имеющих миграционную историю // Вестник образования Пермского края: электронный журнал. 2022. № 3. Вып. 33.
Педагогические практики формирования коммуникативной компетенции обучающихся в образовательных организациях смешанного (с языковой точки зрения) контингента: Сборник тезисов по материалам I межрегионального научно-практического семинара «Условия формирования коммуникативной компетенции обучающихся в образовательных организациях смешанного (с языковой точки зрения) контингента», 6 декабря 2023 г., Пермь, ЦНППМПР ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» / под ред. Е.А. Смердовой. Пермь, 2024. 32 с.
Разработки педагогов
Диалог культур: описание образовательных практик по работе с детьми иностранных граждан в дошкольной образовательной организации / Кол. авторов. Чусовой, 2021.
Дружный хоровод: описание образовательных практик по работе с детьми иностранных граждан в дошкольной образовательной организации / Кол. авторов. Ванюки, 2021.
Сайты федеральный и региональных оргнаизаций по работе с детьми иностранных граждан
Федеральный координационный ресурсный центр по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ
Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования МПГУ
Дети Петербурга. Помощь детям мигрантов
Одинаково разные: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов