Решаем вместе
Rus Eng

12 декабря в ИРО ПК прошел круглый стол по теме "Природа родного края и современное этнокультурное и краеведческое образование"

ИРО ПК / Контент / Этнокультурное образование / Новости ЭО / 12 декабря в ИРО ПК прошел круглый стол по теме "Природа родного края и современное этнокультурное и краеведческое образование"

12 декабря в ИРО ПК прошел круглый стол по теме

15-12-2017 | 123

12 декабря 2017 г. в ГАУ ДПО «ИРО ПК» состоялся круглый стол по теме «Природа родного края и современное этнокультурное и краеведческое образование».

Основной целью круглого стола являлось развитие этнокультурного и краеведческого образования в Пермском крае. Данная цель решалась через следующие задачи:

- подведение итогов по краевому конкурсу методических разработок «Этнокультурное образование: традиции и современные технологии» по теме «Природа и человек»;

- обмен опытом педагогических работников образовательных организаций Пермского края по экологическому, краеведческому и этнокультурному содержанию образования.

В круглом столе приняли участие 22 человека из 11 муниципальных районов и городских округов Пермского края. Программа круглого включила 15 выступлений, в том числе сообщения, доклады, мастер-классы.

В рамках круглого стола были представлены некоторые идеи, приемы из разработок педагогов, представленных на конкурс. Старший научный сотрудник ИРО ПК Елена Николаевна Завадская рассказала, как работает эксперт, на что нужно педагогам обращать внимание при участии в профессиональных конкурсах (см. презентацию).

Старший научный сотрудник Дина Александровна Зотова рассказала о мероприятиях Института развития образования Пермского края в рамках «Года экология в России». Татьяна Геннадьевна Голева поделилась информацией, посвященной представлениям и знаниям народов Пермского края о лесе и деревьях.

На круглом столе с докладами и мастер-классами выступили некоторые из победителей и призеров краевого конкурса методических разработок. Наталья Юрьевна Терехова, педагог Станции юных натуралистов г. Чусового, представила свое занятие в виде экскурсии «В гости к сроке». На мастер-классе педагоги попробовали выполнить задания по изучению сорочьих гнезд, узнали много интересных фактов об этой птице, познакомились с опытом составления занятий с элементами исследования и использованием фольклорных материалов при изучении природы родного края.

Елена Борисовна Дейлид, методист Дома детского творчества с. Карагай, рассказала об игровом мероприятии, которое уже несколько лет проводится в Карагайском районе. Интеллектуально-познавательная игра посвящена культуре и традициям народов, которые проживают на территории района. Педагоги проверили свои знания, узнали об условиях игры и методах составления заданий.

Воспитатель Ныробского детского сада Марина Владимировна Шляпина ознакомила участников круглого стола с образовательным проектом, в котором традиционные методы и подходы сочетаются с использованием современных интерактивных игровых и учебных средств. Дети детского сада составили из лото красную книгу Пермского края, с помощью интерактивных кубиков они узнают исторические факты о Пермском крае, экологические занятия дети часто проводят зимнем саду.

Алёна Михайловна Еременко и Наталья Александровна Лызова представили сетевой проект «Путешествие муравьишки» (http://muravishka.ucoz.net), в котором команды из разных школ Пермского края выполняют задания и знакомятся с природой Пермского края, а также они оценивают свою работу и работу других команд, тренируя навыки оценочной самостоятельности.

Опыт образовательной деятельности по экологическому, этнокультурному и краеведческому образования на круглом столе представили не только участники краевого конкурса.

Светлана Николаевна Бабурина и Ирина Николаевна Овсянникова, педагоги ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж», рассказали о реализации проекта «Культура Пермского края» в стенах их колледжа студентами, которые получают профессии повара и художника. В рамках проекта студенты проводят исследования, участвуют в выставках и фестивалях, ярмарке «Город мастеров», в традиционных праздниках и волонтерском движении.

Информацией о социальной проектной работе в младшими школьниками поделилась Аида Данисовна Апкина, учитель МБУ начальной школы ЗАТО Звездной. Учащиеся школы инициируют и участвуют в реальных изменениях пространства их поселка: с их участием был построен тротуар недалеко от школы, найдены варианты применения и утилизации пластика. Школьниками были определены версии происхождения названия поселка.

Интересный опыт использования краеведческого материала на уроках немецкого языка представила участникам круглого стола Елена Борисовна Дегтярева, учитель МБОУ «Петропавловская СОШ». В своей работе педагог активно использует технологию «Обучение по станциям». В рамках занятий по этой технологии, учащиеся должны выполнять разные задания, которые не только закрепляют их коммуникативные навыки и знания грамматики языка, но способствуют развитию метапредметных умений. С помощью увлекательных заданий ребята легко усваивают лексику, которая связана с их малой родиной с культурой родного села.

Екатерина Николаевна Коколева, учитель МБОУ «Пелымская СОШ» рассказала о своем опыте организации школьного театра как способа развития интереса у детей к родному (коми-пермяцкому) языку и к родной культуре. Наряду с развитием речи, участники школьного театра осваивают разные театральные приемы. Они сами изготавливают куклы и наряды для спектаклей, а героями их постановок становятся персонажи народного фольклора и литературы.

С докладом о значении школьного музея в воспитании детей и развитии их интереса к познавательной деятельности выступила Любовь Николаевна Шестакова, учитель МАОУ «Савинская средняя школа». Учащиеся школы под руководством педагога собирают старые предметы, участвуют в археологических раскопках, знакомят других ребят с интересными фактами о прошлом нашего края. Музейная деятельность эффективно помогает реализовать свои умения и таланты как обычным школьникам, так и детям с ограниченными возможностями здоровья, открывает для них новые горизонты школьной жизни.

Опытом работы образовательного учреждения по краеведческой деятельности поделились также педагоги из МБОУ «Петропавловская СОШ» Большесосновского района. Маргарита Афанасьевна Кайгородова рассказала о том, как учащиеся в период работы школьного летнего лагеря изучают историю малой родины, совершая велосипедные прогулки, работая в экспедициях и посещая с экскурсиями интересные места своего района и соседних территорий. Ребята не только узнают много нового, они также ухаживают за мемориалами, устанавливают указатели к исчезнувшим деревням, пишут газеты, посвященные памятным датам. Опытом экологического воспитания детей поделились Светлана Павловна Плотникова и Галина Андреевна Перевощикова в стендовом докладе. Учителя проводят с учащимися экологические акции (сбор использованных батареек и пластиковых бутылок), фотоконкурсы, посвященные родной природе, конкурсы листовок, плакатов и др., исследовательские работы и проекты по озеленению территорию. Кроме этого, ребята встречаются с местными  специалистами по охране природы, с мастерами по резьбе из дерева и другими интересными людьми. Надежда Ивановна Шафигуллина рассказала как форсайт-технология помогает учащимся спланировать и осуществить экологические проекты. Ребята с помощью педагога осуществляют свои задумки, нафантазированное ими будущее по итогам проектной работы становится реальным.

Все выступления и доклады основаны на реальном опыте педагогов, все они включают актуальные для современного образования темы, опираются как на проверенные временем, так и новейшие образовательные технологии и формы работы. Полученные педагогами на круглом столе знания позволяют им оценить свою деятельность, увидеть новые возможности использования краеведческого и этнокультурного материала, спланировать апробацию новых форм работы или новых направлений образовательной деятельности.


Назад

Наверх