Решаем вместе
Rus Eng

12-13 декабря 2019 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития»

ИРО ПК / Контент / Этнокультурное образование / Новости ЭО / 12-13 декабря 2019 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития»

12-13 декабря 2019 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития»

17-12-2019 | 180

12-13 декабря 2019 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития», включённая в План основных мероприятий по подготовке и проведению Международного года языков коренных народов Российской Федерации. Данная конференция проводилась Министерством просвещения Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» и Институтом развития родных языков народов Российской Федерации

Цель конференции – повышение качества преподавания родных языков и литературы народов России в соответствии с современными общественными запросами и приоритетными задачами развития системы образования.

Темами обсуждения стали региональные практики управления этнокультурным образованием, освоение детьми родного языка в условиях двуязычия, вопросы преподавания родных языков и родных литератур народов России, а также реализация Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации.

В конференции приняли участие свыше 150 представителей из 36 субъектов Российской Федерации – руководители сферы образования и науки, воспитатели, учителя, преподаватели, научные работники.

Министр просвещения О. Ю. Васильева в приветственном адресе участникам конференции отметила, что «Многообразие родных языков – неоценимое культурное и духовное богатство нашей страны. При этом каждый язык самобытен. Он сохраняет для поколений уникальные слова и выражения, которые отражают менталитет и обычаи». Также в приветствии Министра говорилось о том, что основы формирования общероссийской гражданской идентичности, изучение региональных практик по поддержке языкового многообразия в России, определение путей решения проблем в области языковой политики – далеко не весь перечень ключевых задач, реализация которых во многом зависит от совместных усилий.

Ж. В. Садовникова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России в своём выступлении отметила, что подобные научно-практические конференции необходимо проводить системно, каждые два года, при этом возможно проведение ежегодных семинаров для обсуждения наиболее актуальных проблем и научных направлений. Жанна Витальевна привела статистические данные. 2,17 млн. обучающихся образовательных организаций России изучают родные языки народов России, в 28 субъектах как родной язык изучается русский язык, в 56 субъектах в качестве родного языка изучаются языки народов России. За последние 1,5 века вымерли 15 языков, 23 языка являются самыми критичными, среди них вотский язык (самый молодой носитель родился 1934 г.), 50 языков находятся на данный момент под угрозой, 20 языков признаны бесписьменными.

На пленарном заседании докладчиками несколько раз было упомянуто, что сохранение родного языка зависит от комплексного развития языка. Составляющими комплексного подхода считают общество, семью, образование. Согласование учебного плана должно быть не с родителями, а с региональной властью.

Е. А. Хамраева директор Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена, заведущая кафедрой довузовского обучения РКИ Московского педагогического государственного университета, док. пед. наук, профессор, утверждала, что нужен отдельный УМК для обучающихся владеющих и слабо владеющих языком

Все выступающие говорили об одних и тех же проблемах. Участники считают, что необходимо рассмотреть единый филологический блок учебных дисциплин школьного цикла в концептуальной взаимосвязи (родной язык –русский язык – английский язык), где родной язык — основа когнитивного становления школьника, русский язык — основа социализации и успешности, расширение интеллектуальных и коммуникативных возможностей ребенка, иностранный язык — возможность выхода на международный уровень.

В рамках конференции был проведен круглый стол по реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации. В формате мастер-классов лучшими учителями и воспитателями из 10 субъектов России представлены успешные практики преподавания родных языков и литератур. На презентации цифровых образовательных ресурсов участники конференции познакомились с проектами на языках разных народов, в том числе юкагирским «Музыкальным веселым словарем», онлайн-школами татарского, башкирского языков и использованием возможностей образовательных платформ при обучении якутскому языку.

По направлению Министерства образования и науки Пермского края на конференции свой методический опыт представили: Томилина Людмила Ильинична, научный сотрудник ГБОУ ДПО «Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования», учитель  коми-пермяцкого языка МБОУ «Ёгвинская ООШ» Кудымкарского района и Ижбулатова Ильзира Раиловна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-Бардымский детский сад № 4» Бардымского района.

Людмила Ильинична рассказала о деятельности ГБОУ ДПО «Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования», сотрудники которого оказывают методическую, научную, организационную поддержку педагогам образовательных организаций, осуществляют курсовую подготовку, оказывают научно-методическое сопровождение апробации и внедрения нового учебно-методического комплекта для изучения коми-пермяцкого языка, занимаются разработкой учебно-методической литературы по родному языку. Подробно остановилась над проблемными точками, которые выявила электронная база данных. Людмила Ильинична в своем докладе и отметила те направления, которые требуют тщательной проработки. Например, отсутствие компьютерных программ и видео материалов на коми-пермяцком языке, проблема мотивации к изучению родного языка.

Как учитель коми-пермяцкого языка МБОУ «Ёгвинская ООШ» Людмила Ильинична провела мастер-класс «Реализация творческого проекта на уроке родного языка». Весь мастер-класс был составлен по технологии «Диалог культур». В ходе работы участники мастер-класса перевели тексты о богатырях разных народов с русского на родные языки и в итоге реализовали образовательный проект «Народный идеал».

По итогам работы секции «Лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России» были приняты следующие предложения:

  1. Создание всероссийской ассоциации учителей родных языков;
  2. Разработка и апробация УМК по родному языку;
  3. Создание единого банка программ по родному языку;
  4. Создание единой базы о состоянии языков коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока;
  5. Осуществлять записи устной речи, бережно изучать собранный материал;
  6. Создание федеральной сетевой площадки по развитию преподавания родных языков;
  7. Разрабатывать учебники для разных диалектов;
  8. Создание различных дистанционных модулей по родному языку.

Ильзира Раиловна провела мастер-класс по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному языку в процессе знакомства с произведениями татарских писателей», в котором представила свой опыт работы по организации образовательной деятельности дошкольного учреждения с детьми и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе на татарском языке. Это систематическая разноплановая длительная работа, включающая активные формы организации, в частности, использование дидактических игр, просвещение и обучение не только детей, но и родителей, взаимодействие с детской библиотекой. Работа в ходе реализации данного проекта может быть организованна в любом дошкольном учреждении.

С. С. Степанова, директор ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» подвела итоги работы секции «Дошкольное детство: освоение ребенком родного языка в условиях двуязычия». В работе секции приняли участие свыше 20 специалистов в сфере дошкольного образования, прослушали 13 докладов из 9 субъектов РФ. Было отмечено, что дошкольный возраст – это самый важный этап в жизни человека, когда формируется освоение родной языковой этики. Многие участники говорили о том, что необходима работа с родителями, чтобы они понимали важность родного языка для будущего ребенка и не лишали детей языковой культуры речи, чтобы смогли передать то, что сами получили от родителей.

На секции был приняты следующие предложения:

  1. Необходимо уделять особое внимание преподаванию родного языка в дошкольном образовании;
  2. Проведение ежегодной всероссийской научно-практической конференции по проблемам изучения родного языка в дошкольном образовании;
  3. В конкурсе «Учитель года» ввести номинацию «Воспитатель года», реализующая программу по родному языку;
  4. Сделать всё необходимое, чтобы дети слышали родную речь в разных жанрах искусства.

По итогам работы конференции планируется издание электронного сборника докладов.

  


Назад

Наверх