Решаем вместе
Rus Eng

Круглый стол "Развитие этнокультурной образовательной среды"

ИРО ПК / Контент / Этнокультурное образование / Новости ЭО / Круглый стол "Развитие этнокультурной образовательной среды"

01-04-2019 | 220

Круглый стол "Развитие этнокультурной образовательной среды" прошел в ИРО ПК 26 марта 2019 года.

Модераторы круглого стола: Голева Т.Н., Зотова Д.А.

Количество участников: 25 человека.

Категории участников:

воспитатели – 7,

методисты – 1,

музыкальные руководители – 1,

педагоги дополнительного образования – 5,

педагоги проф. образования – 2,

педагоги-психологи – 1,

учителя – 6,

учителя-логопеды – 1.

 

Территории:

Всего 9 муниципальных районов и городских округов, в т.ч. г. ЗАТО Звездный, г. Березники, г. Соликамск, г. Оса, г. Пермь, Нытвенский район, Березовский район, Кунгурский район, Косинский район.

 

В рамках круглого стола заслушаны 13 докладов, проведены 2 мастер-класса. Все педагогические работники, подготовившие доклады и мастер-классы, получили сертификаты об общении опыта, слушатели (5 человек) – справки о прохождении 6 часов по данной теме.

 

Основная цель круглого стола – развитие педагогических компетентностей педагогов в рамках этнокультурного и краеведческого содержания образования.

Данная цель решалась через следующие задачи:

- определение структуры образовательной среды;

- подведение итогов краевого конкурса педагогических разработок «Этнокультурное образование: традиции и современные технологии» по теме «Образовательная среда»;

- обмен опытом педагогических работников образовательных организаций Пермского края по краеведческому и этнокультурному содержанию образования.

 

В рамках круглого стола основное внимание было обращено следующим трем вопросам:

1) Как можно обогатить образовательное пространство этнокультурным (краеведческим) содержанием? (Дизайн помещений, оформление мероприятий, создание макетов, музейных уголков, проведение выставок и др.);

2) Значимость информационных и дидактических продуктов педагогов с этнокультурным и краеведческим содержанием для образования обучающихся (Стенды, газеты, буклеты, настольные и электронные игры, путеводители, видеоролики и др.);

3) Как экскурсии, экспедиции могут способствовать достижению образовательных результатов?

Первые два вопроса посвящены декоративным и информационным средствам, которые не являются основными в образовательном процессе, но тем не менее играют важную роль в формировании интересов, эстетических чувств и некоторых знаний у обучающихся. При системной работе с этнокультурным и краеведческим содержанием образования оформление пространства и дополнительные информационные средства могут быть как постоянными, так и обновляемыми. Оформление может выступать фоном, но более результативным его назначение будет в случае включения его в учебную, игровую, развлекательную, творческую деятельность обучающихся.

Об оформлении пространства на круглом столе свой опыт представили участники конкурса педагогических разработок:

1) учителя МБОУ «Копчиковская начальная школа – детский сад» Р.А, Калимуллина, И.М. Гаизова, Г.С. Шарафутдинова: о проведении татарского народного праздника «Йок оек» («Шерстяной носок») с использованием музейных предметов,

2) Наталья Викторовна Меньшикова (г. Березники): о создании коллекции кружек, посвященных разным городам и районам Пермского края, с помощью которых ее воспитанники знакомятся с географией и культурой родного края;

3) Ирина Викторовна Рубан (ЗАТО Звездный): о создании макетов «пять чудес Пермского края».

Также о своем опыте по этой теме рассказали Галина Васильевна Исыпова (с. Коса, об оформлении пространства детского сада), Нелля Викторовна Куликова (пос. Уральский, о занятиях с детьми в мини-музее).

Информационно-образовательные средства представили Елена Вячеславовна Логинова (г. Соликамск), Евгения Александровна Васенина и Галина Дмитриевна Дернова (ЗАТО Звездный). Елена Вячеславовна рассказала о газете «Шустрики» с этнокультурным содержанием, которая предназначена для родителей. Издание газеты позволяет родителям включиться в творческий процесс, повышает их знания и способствует согласованию содержания между образовательной организацией и родителями. Разные методические материалы были созданы воспитателями Е.А. Васениной и Г.Д. Дерновой. Это «Моя первая книга о Звездном», краеведческие маршруты, календарь, уголок путешественников и др. Данные продукты дополняют друг друга, позволяют обучающимся постепенно узнавать новую информацию.

Третий вопрос круглого стола был посвящен экскурсиям и экспедициям как образовательным формам. Данные формы, в отличие от классно-урочной, имеют много преимуществ, но при этом требуют тщательной разработки их организационного сопровождения и содержательной наполненности. Еще данные формы позволяют активно включать в образовательный процесс разные предметы, объекты и явления, а также по-новому взглянуть на декоративные и информационные средства.

О методах и приемах проведениях экскурсий на примере экскурсии «Один день в женской гимназии…» рассказали Юлия Николаевна Литвинова и Вячеслав Иванович Хлебников (г. Оса). Участники круглого стола имели возможность испытать некоторые приемы на себе. Об особенностях экскурсии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на примере посещения музея «Уралкалий» доложили Ольга Владимировна Колеганова и Светлана Николаевна Борисова (г. Березники). Галина Васильевна Жандарова (Кунгурский район) представила опыт проведения сплавов, во время которых спортивная деятельность учащихся сочетается с образовательной. Ребята знакомятся с местной историей, памятниками истории и культуры, проводят народные праздники, находят уникальные геологические и этнографические предметы, пробуют добывать золото и т.д.

Многие участники круглого стола отметили, что проводимая ими работа по этнокультурному и краеведческому содержанию имеет системный характер. Особенности опыта комплексной работы представили некоторые из докладчиков. Так, Наталья Юрьевна Патокина (г. Пермь) рассказала, как такая работа через предметное содержание, проведение семинаров, экскурсий, творческих встреч, осуществление исследовательской и проектной деятельности проводится со старшеклассниками МАОУ «Лицей № 2». Лариса Васильевна Маскина (г. Нытва) поделилась опытом реализации программы «Нытвоград», включающей 7 направлений деятельности («Изучаем свой край»; «Моя малая Родина»; «Интеллект будущего»; «Туристское мастерство»; «Школьные музеи»; «К вершинам творчества»; «От результата к результату. От успеха к успеху»). В детском саду «Звездочка» ЗАТО Звездный воспитанники познакомились с народами Пермского края благодаря реализации воспитателями Оксаной Владимировной Губиной и Светланой Ивановной Янголь проекта «Многоликое Прикамье». У ребят была возможность поиграть в народные игры, узнать слова разных языков, попробовать национальные блюда и др.

Практические навыки участников круглого стола в этнокультурном образовании обогатились благодаря проведенным мастер-классам Галиной Васильевной Исыповой (с. Коса) и Риммой Ивановной Ширяевой (ЗАТО Звездный): педагоги попробовали поиграть на коми-пермяцких дудках пӧлянах, сделать берестяную свистульку (пиксан) и изготовить куклу «Северная Берегиня».

Рефлексия по итогам круглого стола показала, что большинство участников высоко оценили полезность полученной ими информации, почти у всех появились новые идеи для реализации этнокультурного и краеведческого образования в своих организациях.


Назад

Наверх